Пианист, заслуженный артист РФ Борис Березовский призывает восстановить связь градостроительства с историческим русским зодчеством

Когда я смотрю на современные высотные застройки спальных районов, на ум приходит Вавилонская башня — это дерзкое желание человека добраться до обители Бога, соперничество с ним, которое Господь пресёк, наказав дерзновенных. Когда я вижу, как на нашей бесконечно просторной земле возводят безликие коробки — мне жаль людей, которым придется там жить.

Если б Господь создавал твердь с нашими застройщиками, то она была бы с овчинку. Байкал превратился бы в лужу, а леса — в несколько былинок. Это жадное использование земли оскорбляет гражданина, который со школы знает, что страна у нас бескрайняя, самая большая в мире. Нам нет необходимости тесниться в городских муравейниках — мы обладатели гигантских земель, которые надо осваивать.

Почему же нас загоняют в клетки, будто нам необходимо бороться за каждую пядь земли? В основе этого лежит не удешевление жилья, как можно подумать, а жалкая необходимость строителей, вынужденных экономить на всём.

Именно поэтому мы, артисты, создаем общественное движение, призванное восстановить утерянную связь нашего градостроительства с историческим русским зодчеством, которым мы по праву гордимся.

Мы предлагаем проекты городов малоэтажной застройки. Принцип которых — строить красиво и экологично. Этот проект призывает всех архитекторов, обеспокоенных нынешним положением дел в градостроительстве, предлагать свои проекты городов для жизни, в основе которых лежит принцип: ты сам хотел бы там жить? Мы хотим узнать, как современные архитекторы видят будущее нашей страны. Мы хотим остановить градостроительные преступления против будущих поколений. Мы обращаемся к творческой интеллигенции и народу. Чтобы создать город, которым мы сможем гордиться, нам нужна инициатива снизу. Дальнейшее покажет будущее.

Сложность народной музыки с её полиритмией, полифоничностью, её импрвизационностью, парадоксальные народные тексты вызывают истинное восхищение даже у профессионалов. Для меня, как профессионала, эта связь между народной музыкой и современностью очевидна. Настоящая народная музыка, очень сложная ритмически, оркеструется Стравинским, Бартоком. Музыка воспитывает чувство формы. И так же очевиден мой вопрос: почему в современной русской архитектуре не прослеживается эта связь, развитие, вариации на тему русского зодчества?

Мы против тесноты общественной атмосферы. Идея в том, чтобы каждый город выбирал себе проект.

Ведь можно строить города, которые не устроены по шаблону. Форма может не быть симметричной, но она есть во внутренней структуре. Мы за уникальность архитектуры. За города, вписанные в ландшафт. Мы хотим построить для наших людей самые удобные и красивые города в мире. Будущее экономики — туризм. Мы должны быть привлекательны для других народов как нация необыкновенной внутренней свободы и творчества, создавшая достойную для себя среду обитания. И среда эта невероятно разнообразна, она интересна. Как люди, населяющие эти земли. В их сердцах сошлись пути исторических трагедий, Россия — полигон Господа Бога, а он, как известно, великий архитектор. Неужели мы не можем свой опыт человеческих падений и космических взлетов выразить в текучих, сложных и уникальных архитектурных формах? Мы должны создать меняющиеся неповторимые города. Общество наше разнообразно, у нас даже есть проект: Город на любой вкус, или Каждый сам себе архитектор. Дом-импровизация. Мы можем создавать конструкты, не разрушая дома на квадратность. Свобода конструирования отдается на откуп горожанину — базовый элемент он достраивает по необходимости, в зависимости от разрастающейся семьи и её потребностей. Недостроенность концепции, недоделанность или недоговоренность — в этом красота позиции. Это не результат, а вариант на тему. Ведь жизнь — это космическая шутка. Будем жить без натуги, радуясь тому, что мы сопричастны в сотворчестве Всевышнему.

Художники должны играть главную роль в животворящем процессе создания нового. Надо разбавить мускулистую власть силовиков весёлой властью художников. Роль художника в обществе должна быть гораздо больше. Тогда это общество станет красивым и устремленным в будущее, а не оплакивающим прошлое. Город-спутник в идеале самодостаточен. И соразмерен самому себе. После работы из него не надо выезжать — кинотеатры, концертные залы, клубы, рестораны — всё под рукой. Люди заняты искусством, общением, сапознанием.

У нас есть проект для городов-миллионников. И есть проект для провинции — он в три раза дешевле.

В идеале мы призываем банки и граждан к избавлению от ипотеки. Банки получают в год 10 млрд долларов с ипотеки. Россия находится на последнем месте в мире по невыгодности ипотечных займов. Через 30 лет 40 процентов населения будут в ипотечной кабале. Мы предлагаем другую схему финансирования. Банки будут получать 40 млрд, но красиво и гуманно. Граждане будут доплачивать банкам, чтобы не было ипотеки. Наш лозунг — Плохо не будет никому! Мы не за коммерческую, а за творческую экономику.

Девелопер экономит, а люди должны требовать от него меньших прибылей, взывая к совести. Кому от этого лучше? В ближайшей перспективе гражданам, а в далёкой — застройщику. Экономика должна быть гуманной, то есть не основанной на сверхприбылях меньшинства за счет оскорбительного унижения большинства. Дальнейшее опять же покажет будущее.

Нравится? Поделитесь!

Помогите рассказать всем о том, как должны выглядеть города в России. Поддержите, поделившись этой страницей с друзьями: